НОВОСТЬ ПОЛНОСТЬЮ

24.11.2014 /  Вниманию библиотечных специалистов!

31 октября 2014 г. Министром культуры Российской Федерации В. Р. Мединским утвержден «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».

«Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», разработанный Министерством культуры Российской Федерации, адресован в качестве рекомендаций органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В обсуждении проекта данного документа активное участие принимали РБА, специалисты публичных и центральных библиотек субъектов РФ, в том числе и Сахалинской области.

Многие предложения профессионального сообщества учтены: повышенное внимание уделено культурно-просветительской деятельности библиотек, добавлены положения, определяющие предоставление услуг особым группам пользователей (детям и юношеству, людям с ограниченными возможностями) и др. Весьма важно, что изменен адресат рекомендаций: это уже не сами библиотеки, а их учредители – органы власти регионального и местного уровней. Именно на них в соответствии с действующим законодательством лежит ответственность за библиотечное обслуживание населения.

Однако, профессиональным сообществом было высказано принципиальное предложение, без которого модельный стандарт не может играть той роли, которая ему отводится как важному документу в системе государственного нормативно-правового регулирования. Речь идет об отсутствии в стандарте требований к ресурсному обеспечению библиотек: без нормативов размещения сети библиотек, обеспечения книжными и иными ресурсами, материально-технической базы и др., «стандарт» повисает в воздухе, ибо не приводит показателей, необходимых органам власти для его реализации на практике.

По мнению профессионалов, без нормативов ресурсного обеспечения библиотек, стандарт может привести к отрицательным последствиям. Почему? Деятельность библиотек будет произвольно оцениваться учредителями, исполняющими полномочия по организации библиотечного обслуживания населения. При этом закреплены минимальные, но если вчитаться в положения стандарта, то довольно высокие требования к различным видам работ и услуг, предоставляемых общедоступными библиотеками. Можно предположить, что в случае, если деятельность библиотеки не будет соответствовать требованиям модельного стандарта, то ее можно просто закрыть. Что сегодня, к сожалению, и происходит во многих регионах страны, где власти используют любые средства для выполнения показателей «дорожных карт» и Указа Президента РФ №597. Так, в 2013 г. общедоступных библиотек в стране стало меньше на 700 единиц, а, значит, стало как бы больше библиотек, подключенных к сети Интернет, и меньше библиотекарей, получающих низкую заработную плату.

В рамках аналитических отчетов ЦБС важно проследить, как органами власти и местного самоуправления будет использоваться «Модельный стандарт» в муниципальных образованиях, к каким последствиям для библиотечной сети это приведет. Необходима оперативная информация о внедрении модельного стандарта.

Учитывая, что «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» утвержден Министром культуры и стал частью системы рекомендательных нормативных актов федерального уровня, представляется важным определить пути извлечения пользы из данного документа, и исключить возможные «перегибы» в отношении общедоступных библиотек.

Научно-методический отдел библиотековедения Российской национальной библиотеки рекомендует продолжать использовать Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки РБА (2008 г.), который, во-первых, остается действующим рекомендательным документом и, во-вторых, существенно дополняет новый документ в части ресурсного обеспечения библиотек.

Вероятно, перед РБА и Министерством культуры может быть поставлена задача по подготовке единого документа, интегрирующего положительные моменты двух «модельных стандартов» – общественно-профессионального и государственного.

Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки