31 октября 2014 г. Министром культуры Российской Федерации В. Р. Мединским утвержден «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».
«Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», разработанный Министерством культуры Российской Федерации, адресован в качестве рекомендаций органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В обсуждении проекта данного документа активное участие принимали РБА, специалисты публичных и центральных библиотек субъектов РФ, в том числе и Сахалинской области.
Многие предложения профессионального сообщества учтены: повышенное внимание уделено культурно-просветительской деятельности библиотек, добавлены положения, определяющие предоставление услуг особым группам пользователей (детям и юношеству, людям с ограниченными возможностями) и др. Весьма важно, что изменен адресат рекомендаций: это уже не сами библиотеки, а их учредители – органы власти регионального и местного уровней. Именно на них в соответствии с действующим законодательством лежит ответственность за библиотечное обслуживание населения.
Однако, профессиональным сообществом было высказано принципиальное предложение, без которого модельный стандарт не может играть той роли, которая ему отводится как важному документу в системе государственного нормативно-правового регулирования. Речь идет об отсутствии в стандарте требований к ресурсному обеспечению библиотек: без нормативов размещения сети библиотек, обеспечения книжными и иными ресурсами, материально-технической базы и др., «стандарт» повисает в воздухе, ибо не приводит показателей, необходимых органам власти для его реализации на практике.
По мнению профессионалов, без нормативов ресурсного обеспечения библиотек, стандарт может привести к отрицательным последствиям. Почему? Деятельность библиотек будет произвольно оцениваться учредителями, исполняющими полномочия по организации библиотечного обслуживания населения. При этом закреплены минимальные, но если вчитаться в положения стандарта, то довольно высокие требования к различным видам работ и услуг, предоставляемых общедоступными библиотеками. Можно предположить, что в случае, если деятельность библиотеки не будет соответствовать требованиям модельного стандарта, то ее можно просто закрыть. Что сегодня, к сожалению, и происходит во многих регионах страны, где власти используют любые средства для выполнения показателей «дорожных карт» и Указа Президента РФ №597. Так, в 2013 г. общедоступных библиотек в стране стало меньше на 700 единиц, а, значит, стало как бы больше библиотек, подключенных к сети Интернет, и меньше библиотекарей, получающих низкую заработную плату.
В рамках аналитических отчетов ЦБС важно проследить, как органами власти и местного самоуправления будет использоваться «Модельный стандарт» в муниципальных образованиях, к каким последствиям для библиотечной сети это приведет. Необходима оперативная информация о внедрении модельного стандарта.
Учитывая, что «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» утвержден Министром культуры и стал частью системы рекомендательных нормативных актов федерального уровня, представляется важным определить пути извлечения пользы из данного документа, и исключить возможные «перегибы» в отношении общедоступных библиотек.
Научно-методический отдел библиотековедения Российской национальной библиотеки рекомендует продолжать использовать Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки РБА (2008 г.), который, во-первых, остается действующим рекомендательным документом и, во-вторых, существенно дополняет новый документ в части ресурсного обеспечения библиотек.
Вероятно, перед РБА и Министерством культуры может быть поставлена задача по подготовке единого документа, интегрирующего положительные моменты двух «модельных стандартов» – общественно-профессионального и государственного.
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки