НОВОСТЬ ПОЛНОСТЬЮ

10.02.2017 /  Комментарии специалистов РНБ к новым нормативам Правительства РФ по размещению библиотек

Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2017 № 95-р вносит изменения в социальные нормативы и нормы по обеспеченности населения библиотеками.

В настоящее время научно-методический отдел Российской национальной библиотеки считает важным оперативно провести мониторинг возможных последствий применения этих нормативов во всех субъектах РФ с целью их апробации и разработки предложений для МК РФ к Плану по перспективному развитию общедоступных библиотек страны в соответствии с решениями Правительства РФ по итогам обсуждения вопроса о состоянии библиотек в Российской Федерации

Прежде всего, следует отметить, что весь 2016 год для библиотечного сообщества прошел под знаком мониторинга сети общедоступных библиотек системы Министерства культуры Российской  Федерации (МК РФ) в связи с разработкой и утверждением различных вариантов нормативов по размещению библиотек:

· «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» − утверждены распоряжением МК РФ от 29 апреля 2016 №  Р-547; ДОКУМЕНТ ОТМЕНЕН распоряжением МК РФ от 27 июля 2016, № Р-948)

· «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» − утверждены распоряжением МК РФ от 27 июля 2016 г., № Р-948. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОКУМЕНТ.

· Проект распоряжения Правительства РФ «Об утверждении изменений, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, рекомендованные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р по разделу «культура» (проект разработан   МК РФ, разослан в регионы 1 октября 2016 г.).

На все варианты нормативов специалисты НМО РНБ, опираясь на региональные данные и отзывы библиотек – методических центров, подготовили и направили в МК РФ предложения и заключения. Наибольший резонанс в профессиональном сообществе вызвал проект изменения правительственных нормативов. Предложения по их корректировке были направлены в МК РФ от РНБ и РБА, отражены в резолюции Ежегодного совещания руководителей региональных и федеральных библиотек (Москва, 18 – 19 октября 2016), обсуждались на встрече генерального директора РНБ А.И. Вислого с руководителями областных библиотек (Санкт-Петербург, 2 декабря 2016).  

Сравнивая утвержденные правительственные нормативы по обеспеченности населения библиотеками с теми, которые предлагались на стадии проекта, можно сказать, что усилия библиотечного сообщества были не напрасны, отдельные предложения в той или иной мере были учтены:

на уровне субъекта РФ нормативы допускают наличие юношеской библиотеки: «при наличии специализированных фондов для юношеской библиотеки на территории субъекта Российской Федерации могут создаваться юношеские библиотеки»;

на уровне городского округа: 1) снижен норматив по общедоступным библиотекам – 1 на 20 тыс. человек (в проекте – 1 на 25 тыс.); 2) для городского округа менее 20 тыс. человек к расчету принимается 1 сетевая единица на 10 тыс. человек (в проекте норматив отсутствовал); 3) для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. человек (в проекте – отсутствовал); 4) снижен норматив по детским библиотекам – 1 на 10 тыс. детей (в проекте – 1 на 15 тыс. детей)

на уровне городского поселения: 1) снижен норматив по общедоступным библиотекам с детским отделением –1 библиотека с детским отделением на 10 тыс. человек (в проекте – 1 на 15 тыс. чел.); 2) если городское поселение менее 5 тыс. человек, к расчету принимается 1 библиотека на 3 тыс. жителей (в проекте - отсутствовал).

Ряд нормативов, заложенных в проекте, сохранены без изменений в утвержденных правительственных нормативах, они ухудшают ситуацию с обслуживанием населения, так как ведут к сокращению библиотечной сети в сравнении с нормативами, действовавшими до 26 января 2017 года. Так, «сельский филиал общедоступной библиотеки может обслуживать как один, так и несколько населенных пунктов, население которых по совокупности составляет 1 тыс. человек» (предложение РБА и РНБ – 500 человек). Кроме того, в городском поселении не предполагается наличие самостоятельной детской библиотеки (предложение РБА и РНБ – 1 детская библиотека на 4-5 тыс. детей).

Новые социальные нормативы по обеспеченности населения библиотеками могут привести к закрытию сельских библиотек, находящихся за пределами административного центра сельского поселения; к реорганизации самостоятельных детских библиотек в структурные подразделения общедоступных библиотек. Детские библиотеки останутся только в крупных административно-территориальных единицах – на уровне субъекта РФ, городского округа и муниципального района.

Важно отметить введение нового социального норматива, который дан в одном ряду с библиотеками-сетевыми единицами. Это «точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам». Норматив «привязан» к административно-территориальным уровням субъекта РФ. Так, на уровне самого субъекта РФ предусмотрены две точки доступа (при трех библиотеках в субъекте с населением в административном центре от 150 тыс. человек), на уровне городского округа – две, на уровнях муниципального района, городского поселения и сельского поселения – по одной на каждом. Из этого следует, что не каждая библиотека в соответствии с нормативами, должна иметь «точку доступа» к полнотекстовым информационным ресурсам.

Утвержденный норматив не в полной мере соответствует задаче, поставленной Правительством РФ по итогам заседания 9 ноября 2016 года: рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации завершить до 2019 года реализацию мероприятий по подключению 100% библиотек к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью обеспечения доступа пользователей библиотек к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека».

Информация с сайта КБД ЦБ РФ